Франчайзинг

Франчайзинг как форма отношений

Как форма ведения бизнеса франчайзинг уходит корнями в средневековую Англию, когда гражданам выдавалась франшиза (разрешение) на продажу своих товаров на территории города. В более-менее современной форме франчайзинг появился в системе "связанных домов", использовавшейся английскими пивоварами в ХІХ веке, согласно которой в обмен на предоставленный заем пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

  • с соблюдением определенных качественных характеристик;
  • с применением обусловленных технологий;
  • по разработанной схеме;
  • в четко установленном месте;
  • под определенным товарным знаком.

Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.

Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговом соглашении оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи.

Обязанности франчайзера:


передача прав на использование торговой марки; разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов; обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков, строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промо-акций, помощь в подборе персонала и его обучении и т.д.); обеспечение постоянной поддержки. Франчайзер должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию франчайзера; заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. Франчайзер, как правило, имеет возможность вести переговоры с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования на более выгодных условиях. Полученные таким образом скидки позволяют франчайзи значительно уменьшить свои затраты; проведение регулярного контроля качества работы франчайзи.

Обязанности франчайзи:


выплата первоначального и регулярных взносов; соблюдение стандартов и технологий франчайзера; приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса франчайзера; обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им; предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы расчитывать со стороны непосредственно франчайзера; информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера в рамках франчайзингового соглашения; неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него информации конфиденциального характера; предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому соглашению; выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса.

С 1 января 2004 года в Украине вступил в силу новый Гражданский кодекс, который предусматривает договор коммерческой концессии, по правовой природе соответствующий договору франчайзинга. Договору коммерческой концессии посвящена целая глава ГКУ - Глава 76.

Об авторе Lyudmila Abramochkina

Математик, репетитор по математике, создаю сайты на движке WordPress, провожу курсы и тренинги для новичков по созданию сайтов на движке WordPress.
Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Вячеслав

    Международный консорциум «Союз франчайзинга» / Казахстан, Алматы

    1) Приглашаем Вас!
    XII Салон деловых встреч «День франчайзинга 2014» состоится 4 июня 2014 года, Алматы.
    «День франчайзинга 2014» будет проведен в формате салона деловых встреч. Состоится встреча франчайзеров и предпринимателей гг. Алматы, Астана и других городов Казахстана, стран СНГ и других государств.
    В программе:
    – Стенды и презентации франшиз. Пакеты франшиз от Посольств США, Франции, Великобритании, Венгрии, Польши, Италии, Испании, Греции и других стран.
    – III Международная конференция «Франчайзинг – тренд развития бизнеса, образования и инноваций».
    – Объявление лучших представителей франчайзинга и результатов рейтинга «ТОП-2050 франшиз. Казахстан».
    – Семинары, workshop. Специальная сессия «Все для начинающих франчайзеров». Организаторы: Международный консорциум «Союз франчайзинга», Ассоциация Семейного Бизнеса Казахстана, совместно с Российской, Белорусской, Украинской ассоциациями франчайзинга и другими партнерами.

    1) Вашему вниманию изданный журнал «Вестник союза франчайзинга» (апрель 2014г.). http://www.bmflegal.com/LinkClick.aspx?fileticket=xM5cR8dAQYo%3D&tabid=92&language=ru-RU

    Просим партнерские организации разместить данный Вестник или новость о его выходе на своих сайтах

    2) Тема следующего выпуска журнала – Франчайзинг в производственной и сельскохозяйственной сферах. Готовится материал «Глобализация франчайзинга, индустрии и новых технологий»

    С уважением,
    Вячеслав Сидельников
    Председатель Международного консорциума «Союз франчайзинга»
    Главный редактор журнала «Вестник Союза франчайзинга»

    050000, Республика Казахстан, г. Алматы
    ул. Богенбай батыра 142, оф. 411, угол ул. Чайковского
    +7-747-429-74-77, +7 (727) 328-20-29, skype:franchising_asia
    franchising.kazakhstan@gmail.com, kfa2050@mail.ru
    http://www.3klik.kz/info/franchising-asia/
    http://www.franchising-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Добавить изображение